
Речевое развитие в норме
|
Задерка речевого развития
|
||
1 год - 2 года | Понимает названия предметов, узнает изображения на картинках. Ребенок использует слова-корни 4 – 8 слов. В речи гласные «а, о, у, и» , согласные «м, п, б, к, д, ть, сь, пь, х». |
Ребенок не понимает и не может ответить на простые вопросы, не может назвать членов своей семьи, отказывается от взаимодействия с другими детьми. Ребенок неосознанно повторяет звуки. В речи возможны 2-4 «лепетных слова» («ма», «па»).
|
|
2 года - 3 года | Увеличение пассивного словарного запаса. Активный словарь 80-150 слов. Используются трехсложные слова, но первый слог опускается («мокко» - молоко). |
Отсутствует речевое подражание. «Он все понимает, но не говорит». В речи возможны 10 - 15 слов («го»-голубь, «яба» - яблоко, «гуя» - гулять, «тани» - штаны). Не понимает интонацию.
|
|
3 года - 4 года |
1000 – 1500 слов в активе. Развитие фразовой речи. Формирование грамматического строя речи. Ребенок различает формы настоящего и прошедшего времени. Появляются твердые согласные звуки «в, с, з», некоторые шипящие звуки «ч,щ».
|
Ребенок общается с окружающими людьми на «своем» языке. | |
4 года - 5 лет |
Используются простые распространенные предложения. Формируется фонематическое восприятие, дифференциация звуков речи. Нарушение звукопроизношения (свистящие, шипящие, сонорные звуки), возможны дефекты озвончения и смягчения.
|
Ребенок замыкается, отказывается от общения с другими детьми, так как окружающие его не понимают. | |
5 лет - 6 лет | Звуковая сторона речи в норме. Ребенок оценивает свою и чужую речь. |
Дети стараются обходить трудные слова. Большое количество нарушений звукопроизношения, нарушения фонетического восприятия, смешивание звуков близких по артикуляции. Речевые аграмматизмы носят постоянный характер. Трудности в построении распространенных предложений. Сложности в составлении рассказов.
|
|
6 лет - 7 лет | Исчезают аграмматизмы, в речи используются пересказы. Ребенок владеет послоговым чтением. |
Трудности в звуко-буквенном анализе слов. Пересказ сводится к перечислению отдельных действий и предметов. Устойчивые нарушения звукопроизношения.
|
Показатели речевого развития
|
Время появления в норме
|
|
Использует родовые названия предметов. | С 4 лет 6 мес. | |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии. | 4 года 6 мес. | |
Может подбирать к словами антонимы. | К 5-ти годам | |
Продолжается словотворчество. | В течении всего дошкольного периода | |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой, типа рак-лак. | С 4 лет 6 мес. | |
Определяет наличие звука в слове. | С 4лет 6 мес. | |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало. середина, конец). | К 5 годам | |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок. | К 5 годам | |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи. | К 5 годам | |
Звукопроизношение полностью соответствует норме. | С 4 - 5 лет |
- У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушении звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками.
- Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
- Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными.
- Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.